Мировой рынок ИТ-аутсорсинга в прошлом году демонстрировал впечатляющий рост: почти 13% по сравнению с 2020. Эксперты из Statista прогнозировали дальнейший рост в отрасли и достижение объемов более 500 млрд. долларов к 2025 году. Такие прогнозы сулили занятым в сфере разработки ПО компаниям отличные перспективы. Однако события февраля внесли свои коррективы. И пока аналитики разбираются с тем, как политика отразится на состоянии рынка, мы в MetaLamp решили поговорить с коллегами и узнать, как они переживают кризисные времена и как сложившаяся ситуация отразилась на положении ИТ-компаний из России и Беларуси.
Как и многие компании, MetaLamp занимается разработкой на заказ веб и мобильных приложений как на российском, так и на зарубежном рынке. В прошлом году компания стала стратегическим партнером IOHK, приняла участие в тестировании смарт-контрактов на блокчейне Cardano, а также освоила Ethereum. Сегодня команда специализируется на блокчейн разработке и активно задействована как в инновационных стартапах, так и в крупных международных инфраструктурных проектах, преимущественно в сфере FinTech.
Роль ИТ-компаний из России, Беларуси и Украины в мировом бизнесе: краткий обзор
Большинство заказчиков офшорного кодинга – компании из Европы и США. Хотя лидерами на рынке ИТ-офшоринга по-прежнему являются Индия и Китай, а на пятки им наступает Бангладеш, компаниям из восточной Европы удалось получить особое место в этой сфере. Они востребованы благодаря высокой квалификации разработчиков, а их способности решать нетривиальные задачи и понимать интересы заказчиков заслуживают отдельного рассказа. Отличные лингвистические и коммуникативные способности также играют в пользу российских, белорусских и украинских специалистов.
И хотя доля восточноевропейских ИТ-услуг в мировом пироге аутсорсинга невелика - около 5%, не стоит недооценивать его значение. По мнению наших коллег и заказчиков, в Пакистане или Индии намного сложнее найти команду специалистов с сильным алгоритмическим мышлением и серьезной технической подготовкой, готовых динамично работать на сложных, требующих нестандартных решений, проектах.
Дефицит квалифицированных ИТ-инженеров в США оценивается приблизительно в 900 тыс.вакансий. В то же время в России (1,45 млн), Беларуси и Украине (285 тыс.) статистика насчитывает более 1500 тыс. специалистов в ИТ, из которых, по разным оценкам, приблизительно половина работает на аутсорсинге.
Например, в Белоруссии 105 тыс. ИТ специалистов, из которых 60,5% заняты в аутсорсинговых компаниях, шесть из которых входят в сотню мировых лидеров.
Технологические парки Белоруссии, России и Украины иногда называют восточноевропейской кремниевой долиной. И действительно, потенциал в сфере программирования - ценный ресурс в странах Восточной Европы. Например, согласно данным инвестфондов AVentures Capital, Aventis Capital и Capital Times, экспорт ИТ услуг в Беларуси - $108 на душу населения, что значительно выше, чем в других странах. Для сравнения, США этот показатель равен $58, в Индии — $40, в Китае — $20.
Экспорт ИТ-услуг из Беларуси, в 2019 по оценкам исследователей составил - $0,75 млрд., из Украины - $4,5 млрд. В 2020 экспорт услуг белорусских Парков высоких технологий превысил $2,7 млрд., обеспечив 20% от экспорта всего сектора услуг.
Что касается российских разработчиков, то в доковидные времена экспорт ПО почти достигал $10 млрд, а по итогам 2020 составил $8,6 млрд.
По оценкам Statista, весь восточноевропейский рынок разработки демонстрирует устойчивый рост и превышает $103,9 млрд в 2021 в сравнении с $93,1 млрд в 2016. Прогноз на 2022 - объем более $128 млрд.
Согласно исследованию инвестфондов, ИТ сектор Восточной Европы демонстрировал позитивную динамику и развивался в недавнем времени в 5 раз быстрее общемировых темпов. Привлекательность специалистов из России, Белоруссии, Украины и других стран восточной Европы обеспечивалась высоким качеством работы при её сравнительно невысокой стоимости. Если американские девелоперы в среднем получают около $150 за час труда, то белорусские и российские «айтишники» запрашивают в среднем $25-50. Высококлассные специалисты могут стоить вдвое дороже, но это все равно существенно ниже запросов профессионалов в США и Западной Европе.
Многие крупных компаний пользовались IT-ресурсами в Восточной Европе. И поскольку найти замену кадрам с таким уровнем профессиональной подготовки и экспертизы не так-то просто, крупные игроки стараются сохранить штат или отношения с аутсорсинговой командой, предлагая сотрудникам и партнёрам релокацию в другие страны.
Куда уехал бизнес
На протяжении последних десятилетий белорусские и российские аутсорсинговые компании выстраивали отношения с заказчиками и зарабатывали репутацию не только квалифицированных специалистов, готовых поработать сверхурочно, если того требуют интересы заказчика. Понятно, что здравомыслящие люди не будут в одночасье отказываться от планов по реализации проектов и общения с проверенными поставщиками ИТ-услуг.
«Пара крупных клиентов отказалась работать из-за плохой ситуации. Были такие, кому не важна ситуация, а важно то, куда идут налоги компании, были те кому просто важно не попасть под риски, так как в Беларуси это не первые проблемы, то некоторые клиенты не удивились. Страны Великобритании и Германия просто не могут платить в нашу страну», - рассказывает Наташа Цыблиенко, Marketing Manager в XB Software Ltd.
Когда были объявлены санкции, многие компании столкнулись с невозможностью вести дела на прежних условиях. Заказчики из США и некоторых западных стран либо отказывались, либо технически не могли переводить деньги за оказанные услуги. Чтобы не подводить ни клиентов, ни собственных сотрудников, аутсорсинговые компании были вынуждены оперативно адаптироваться к новым условиям. Кто-то начал этот процесс заблаговременно, а кто-то искал способы сохранить отношения с партнёрами и клиентами уже в разгар турбулентности.
“Конечно, санкции вынудили часть IT-специалистов релоцироваться в страны, куда было проще всего переехать: Грузия, Армения, Казахстан, Киргизия, Сербия, Турция. Например, Grid Dynamics отправили своих сотрудников в Сербию, Epam в Турцию", - рассказывает Юрий Аникин, CEO DigexCo.
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в первую волну кризиса Россию покинуло порядка 70 тыс. разработчиков, в марте-апреле ожидался отъезд еще примерно стольки же специалистов. Согласно опросам Ассоциации разработчиков программных продуктов, отечественные компании из-за эмиграции в среднем лишились 4-5% штата. В числе желающих сменить место жительства было немало и фриланс-разработчиков, для которых «отключение» от международных сервисов полностью блокировало возможности работы с заграницей. Например, Upwork закрыла доступ к сервису для России и Белоруссии. Да и многие сервисы, необходимые для работы, заблокировали аккаунты пользователям из России.
В наиболее выигрышном положении оказались те организации, у которых были заказы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
«Мы еще до 24.02 сотрудничали с людьми как на территории РФ, так и за её пределами. Поэтому мы смогли перебалансировать бизнес таким образом, чтобы геополитические изменения не повлияли на нашу компанию. Меньше повезло тем, чьи активы были только в России или только за рубежом, сейчас у них серьёзные проблемы или закрытие бизнеса», - рассказывает Юрий Аникин, CEO DigexCo. - Всё зависит от локации клиента, если мы говорим про работу с западом (США), фактически геополитическая ситуация создала почти полную невозможность оказывать им услуги. Сотрудничество с РФ на 100% невозможно, с компаниями Беларуси отказ в 70%. С Украиной есть желание сотрудничать, но оказывать оттуда услуги невозможно».
Многие компании еще до событий 24.02 стремились диверсифицировать бизнес и, как правило, открывали представительства в нескольких странах. Например, украинские студии имели штаб-квартиры в Польше и Эстонии, белорусские аутсорсеры пользовались офисами также в странах Европы, некоторые - в России и США. В то же время компании из России открывали представительства в странах с общим языком.
«Одна из главных наших потерь — специалисты и офис в Украине. Почти все наши усилия по развитию этой команды обнулились. Нам удалось сохранить только нескольких разработчиков и перевести их на проекты, не связанные с РФ. На российских проектах они морально не готовы работать, и мы их понимаем, - рассказывает Глеб Коркунов, CBDO Holyweb. - Многие иностранные заказчики сейчас отказываются сотрудничать со специалистами, которые находятся на территории Украины, поэтому вопрос релокации стоит очень остро. Ситуация сложная, потому что мужчины не могут покинуть Украину, а у специалистов с российским паспортом еще больше ограничений».
В MetaLamp предчувствовали, что ситуация накаляется и начали заблаговременную подготовку к прогнозируемым обстоятельствам.
Как и многие другие компании ИТ-сектора, выход из ситуации нашли путем открытия юрлица в другой стране.
«Когда бахнул кризис, все наши зарубежные заказчики, на которых приходится примерно половина выручки компании, сказали, что они не могут платить в Россию, либо опасаясь санкций, либо по каким-то морально-этическим соображениям. В общем, они сказали, что платить в Россию не могут и попросили нас куда-то, собственно говоря, релоцироваться, - рассказывает Роман Штых, СЕО компании MetaLamp. - Мы открылись в другой стране. Нам важно было, чтобы это была не Россия и эта не Россия была более-менее лояльна к российским документам. Таким вариантом стала Армения, где мы и открылись. Все прошло нормально, открыли там счет в банке и рассчитываем клиентов».
Последствия кризиса, с которыми столкнулись ИТ-компании в России
Снижение рентабельности
MetaLamp было важно сохранить штат и поддержать сотрудников в непростые времена. Как экспортер ИТ-услуг, компания связывала большие надежды с высоким курсом иностранной валюты. Однако, эти ожидания пока не оправдались и вызвали некоторые сложности в экономике компании.
«Мы проиндексировали заработную плату всем сотрудникам и ожидали, что мы этот подъём сможем скомпенсировать падением рубля, - рассказывает Роман Штых, СЕО MetaLamp. - Т.е. ребята получают зарплату в рублях, а поскольку у нас выручка в долларах, мы им поднимаем з/п в рублях за счет роста доллара. Собственно, поначалу так и было, но сейчас мы оказались в заложниках у этой ситуации, потому что курс доллара искусственно занижен, и те деньги, на которые мы рассчитывали, мы не получили».
Второй ощутимой в экономическом плане проблемой стал рост дебиторской задолженности, который и по сей день является не до конца решенным вопросом: заработанные деньги компания получает с большим опозданием.
«Мы работать продолжали, но пока разбирались со всем, пока переподписывали все договора, пока перерасчитывали их, уже прошло несколько месяцев и мы оставались без значительной части выручки все это время. Поэтому этот кризис вызвал больше всего проблем с дебиторкой, сейчас он потихонечку уже решается, но до сих пор не до конца решился», - рассказывает Роман.
Негативное отношение к компаниям из России и Беларуси
Политизация деловых отношений не могла не сказаться на различных сторонах жизни компаний. Понятно, что за один день связи, проверенные годами, не разрушить. Большинство заказчиков продолжает сотрудничать с компаниями из России и Беларуси, имея регистрацию в «нейтральной» юрисдикции или же склоняя компанию-разработчика регистрироваться в стране, где нет санкционных ограничений.
Однако в долгосрочной перспективе эти обходные пути также могут быть уязвимы, а дискриминация по национальным и географическим признакам не только имеет ничего общего со здоровой конкуренцией, но и нарушает права людей.
Подчиняясь распоряжениям чиновников, некоторые компании отказываются от работы с российскими программистами. Google Summer of Code лишил права участия в конкурсе кодеров из России и Белоруссии.
В прошлом году 23% российских софтверных компаний планировали дебютировать на зарубежном рынке. Очевидно, что из-за геополитических факторов осуществить задуманное будет значительно сложнее.
Да и те компании, что на рынке не один год, теряют возможности для продвижения своих услуг и популяризации ПО.
«Клиенты перестали хотеть давать интервью, не хотят, чтобы другие знали, что они используют софт санкционных стран, при этом хотят использовать его за качество», - сетует Наташа Цыблиенко, Marketing Manager – XB Software Ltd.
В ряде обзоров в топе ИТ-аутсорсеров из восточной Европы Россия не упоминается. А западные клиенты не спешат оставлять отзывы и оценки разработчикам из стран, в отношении которых введены санкции.
Игнорирование и исключение из рейтингов - не единственная «неприятность», с которой столкнулись отечественные айтишники.
«Также мы заметили, что снизился поток лидов. Он вроде восстанавливается, но не так, как бы нам хотелось», - отмечает Роман Штых, СЕО MetaLamp. «Когда кризис бахнул, на нас очень сильно сказалось отключение платных каналов продаж. Отключили Гугл, отключили Фейсбук, где мы рекламные кампании настраивали. Нас начали удалять с рейтингов, с разных платформ, где мы находили клиентов. Но благо, мы этот вопрос решили в течение месяца. Единственная проблема осталась в том, что теперь рекламу можно запускать только на зарубежье. А поскольку это стало очень дорого, и ожидания у нас занижены относительно платных каналов продаж, мы от этой практики отказались».
Сегодня компания ориентируется в первую очередь на поиск альтернативных источников привлечения клиентов и в форсированном режиме осваивает новые площадки и методы продвижения.
Заменить нельзя оставить
Будут ли в условиях политического давления компании из США и Европы искать замену поставщикам ИТ-услуг из стран, попавших под санкции? Мнения сходятся в том, что такой сценарий возможен в дальнесрочной перспективе. Однако в ближайшем будущем разработчики из Китая, Индии и Пакистана, несмотря на то, что их уровень постепенно растёт, вряд ли в сложных проектах могут конкурировать с компаниями из России и Беларуси. ИТ-инженеры из стран бывших союзных республик не одно десятилетие считаются сильнейшими в мире. Об уровне подготовки кадров говорит тот факт, что на протяжении 17 лет «айтишники» из России входили в число призеров на чемпионате мира по программированию, и вот уже восемь лет подряд российские студенты берут в этом соревновании золото. Белорусские и украинские специалисты также регулярно отмечаются в числе лучших.
«Спрос на IT-специалистов Индии, Пакистана и Китая остался на том же уровне, в силу того что у них не высокая компетенция на данных рынках. К тому же, выросший спрос на IT-специалистов высокого уровня невозможно покрыть компетенциями разработчиков из этих стран. Но в перспективе 10 лет уровень их компетенций, вероятно, будет расти", - отмечает Юрий Аникин, CEO DigexCo.
Похожего мнения придерживаются и в XB Software Ltd:
«Со специалистами из этих стран очень сложно работать. И все-равно компании из России и Беларуси, даже при условиях плохой репутации страны, имеют хорошую репутацию в сфере разработки благодаря квалификации специалистов».
Из-за усиления санкционного давления в прессе стали обсуждать возможности развития ИТ-отрасли в России по иранскому сценарию. Однако на практике пока нет оснований для панических настроений.
«Клиенты видят ряд рисков, связанных с возможностью специалистов работать на их продукте, находят статьи про проблемы в Беларуси в 2020 году и отключение интернета тогда и думают, что это может быть и сейчас. Есть клиенты, которые платят на большой период времени сразу, думая что потом не смогут оплатить. А проект не должен останавливаться», - рассказывает об опыте XB Software Ltd Наташа Цыблиенко, Marketing Manager.
В Holyweb надеются на разрешение ситуации в ближайшем будущем и уже начали работу на перспективу.
«Сейчас мы сосредоточены на клиентах в России, но один из наших менеджеров перебрался в США и начинает локальную работу по продажам. Рассчитываем, что это позволит улучшить будущие показатели», - делится планами Глеб Корсунов, CBDO Holyweb.
Что касается опыта MetaLamp, то компания пока живёт в режиме ожидания, стремясь диверсифицировать риски за счет ведения проектов как на зарубежном, так и на отечественном рынке. Благодаря тому, что своевременно удалось спозиционировать компанию как международную, получилось полностью сохранить клиентов и перспективы на получение новых заказов.
А что в итоге?
Несколько лет назад в новостях нашумела история с компанией Netcracker, которую основал выходец из России и которую в качестве субподрядчика пригласила к работе другая организация, получившая заказ на разработку ПО, как позднее обнаружится, для Пентагона. Когда выяснилось, что в Netcracker работу делали российские разработчики, был скандал: суд, штраф. Но самое интересное в этой истории: к тому моменту, как страсти улеглись, все те же подрядчики устанавливали уже одиннадцатое обновление ПО.
Очевидно, что в обозримой перспективе по понятным причинам количество заказов западных клиентов будет сокращаться. Однако небольшие компании, не связанные с государством, пока готовы продолжать сотрудничество с российскими и белорусскими разработчиками.
Наши коллеги надеются на скорейшую стабилизацию геополитической ситуации и на восстановление возможностей для установления новых экономических связей.
Один из наших партнёров и заказчиков не зря сравнил наших специалистов с бриллиантами. Найти настоящих профи не просто. А выстроить отношения на доверии ещё сложнее. И хочется верить, что стремление к развитию, творчеству и созиданию окажутся в мире сильнее противоборствующих им сил.